«Все о бухгалтерском учете»

Всеукраинская профессиональная газета

Cделать стартовой в Internt Explorer
Главная » Полезное » Відповіді на питання читачів » Гигиенические средства для работников: будет ли налоговый кредит

Кількість переглядів10803

Гигиенические средства для работников: будет ли налоговый кредит
Наше предприятие — плательщик НДС, с целью выполнения требований ст. 19 Закона Украины «Об охране труда» (а именно: расходы на охрану труда на предприятиях составляют не менее 0,5% от фонда оплаты труда за предыдущий год) приобретает санитарно-гигиенические средства (туалетная бумага, мыло, моющие средства, пакеты для мусора) и медикаменты. Предоставленные налоговые накладные зарегистрированы поставщиками таких товаров согласно законодательству. Сумму НДС по ним мы отразили в составе налогового кредита. Можно ли отнести такие операции к хозяйственной деятельности предприятия и не начислять по ним компенсирующие налоговые обязательства согласно п. 198.5 Налогового кодекса Украины?
Ответ

Как вы правильно заметили, ч. 3 ст. 19 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII (далее — Закон № 2694) установлено, что для предприятий независимо от форм собственности либо физических лиц, которые согласно законодательству используют наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5 процента от фонда оплаты труда за предыдущий год.


В свою очередь, суммы расходов по охране труда, относящиеся к валовым расходам юридического или физического лица, которое согласно законодательству использует наемный труд, определяют по Перечню мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы, утвержденному КМУ от 27.06.03 г. № 994 (далее — Перечень), согласно ч. 5 ст. 19 Закона № 2694.


Упомянутый Перечень включает расходы, связанные с:
— приведением основных фондов в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда;
— устранением влияния на работников опасных и вредных производственных факторов или приведением их уровней на рабочих местах к требованиям нормативно-правовых актов по охране труда;
— проведением аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда и аудита по охране труда, оформлением стендов, оснащением кабинетов, выставок, приобретением необходимых нормативно-правовых актов, наглядных пособий, литературы, плакатов, видеофильмов, макетов, программных продуктов и т.п. по вопросам охраны труда;
— проведением обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и других работников в процессе трудовой деятельности, организацией лекций, семинаров и консультаций по указанным вопросам;
— обеспечением работников специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты согласно установленным нормам (включая обеспечение моющими средствами и средствами, нейтрализующими опасное действие на организм или кожу вредных веществ, в связи с выполнением работ, которые не делают невозможным загрязнения этими веществами);
— предоставлением работникам, занятым на роботах с вредными условиями труда, специального питания, молока или равноценных пищевых продуктов, а также газированной соленой воды;
— проведением обязательного предварительного, периодического и внепланового медицинского осмотра работников, занятых на тяжелых работах, роботах с опасными или вредными условиями труда или таких, где есть необходимость в профессиональном отборе.


Как видите, приобретение моющих средств согласно Перечню предусмотрено только с целью нейтрализации опасного действия на организм или кожу вредных веществ в связи с выполнением работ, не делающих невозможным загрязнение этими веществами. То есть для производственных предприятий с тяжелыми условиями труда.


Что касается других предприятий, то Перечень не содержит такой статьи расходов, как приобретение санитарно-гигиенических средств для работников.


При этом специалисты Госпромнадзора в письме от 02.07.12 г. № 5435/0/8.2-05/6/12 (далее — письмо № 5435) подчеркивали, что любое мероприятие, прямо не предусмотренное в Перечне, не является мероприятием или средством по охране труда.


Что касается точки зрения контролеров, то свежих разъяснений по этому поводу сейчас нет. Однако в свое время в категории 102.07.09 Единой базы налоговых знаний они высказывались относительно включения санитарно-гигиенических средств в налоговые расходы (когда была нужна их связь с хоздеятельностью): не включают в расходы и считают финансированием личных нужд физических лиц расходы налогоплательщика на обеспечение работников санитарно-гигиеническими средствами, если указанные средства не предусмотрены соответствующими отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты.


Итак, делаем вывод: если ваше предприятие не относится к тем, которые нуждаются в нейтрализации опасного действия на организм или кожу вредных веществ (для чего необходимо закупать моющие средства), связать приобретение санитарно-гигиенических средств с хоздеятельностью* весьма сложно. А следовательно, возникает необходимость начислить налоговые обязательства по требованию п. 198.5 Налогового кодекса Украины (далее - НКУ).

_______________________
* Хозяйственная деятельность — деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода и осуществляемая таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица (пп. 14.1.36 НКУ).


Однако такой обязанности можно и избежать. Статьей 20 Закона № 2694 предусмотрено, что в коллективном договоре, соглашении стороны предусматривают обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне не ниже предусмотренного законодательством, их обязанности, а также комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышение существующего уровня охраны труда, предотвращение случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров, определяют объемы и источники финансирования указанных мероприятий.


Коллективный договор также может предусматривать любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшению условий труда (ст. 25 Закона № 2694). Это подчеркивают и работники Госгорпромнадзора в упомянутом письме № 5435.


То есть, чтобы связать расходы, понесенные на приобретение санитарно-гигиенических средств с хозяйственной деятельностью предприятия, условие относительно их обеспечения рабочих необходимо прописать в коллективном договоре на предприятии. В таком случае вы не обязаны корректировать ранее отраженный налоговый кредит согласно п. 198.5 НКУ.

В ответе учтены нормы законодательства по состоянию на 10.02.2016

Рубрики:

»  НДС

»  Бухучет

Поиск на сайте:

Супер книги купить быстро

Интервью с поэтом
Евгением Юхницей

uhnitca_interview.mp3
Голосование за лучшую, по Вашему мнению, экспертную работу