«Все о бухгалтерском учете»

Всеукраинская профессиональная газета

Cделать стартовой в Internt Explorer
Главная » Полезное » Консультации » "Еще никогда в истории Украины принимать участие в тендерах не было так легко"

16.05.2016

Кількість переглядів 12092

Интервью из приложения к газете "Все о бухгалтерском учете" № 41-42 за 2016 г.

"Еще никогда в истории Украины принимать участие
в тендерах не было так легко"

Реформу госзакупок в Украине справедливо считают одной из немногих успешных реформ. Новая команда реформаторов, которая в сложные для страны времена оставила бизнес и пришла в министерские кабинеты, безусловно, вызывает уважение. В короткий срок им удалось сделать то, чего до сих пор в Украине не делали, — расходование госсредств перевели в публичную плоскость. Дабы разобраться в новых правилах, мы обратились к идейному вдохновителю реформы госзакупок — заместителю Министра экономического развития и торговли Украины Максиму Нефедову.


Заместитель министра экономического развития
и торговли Украины Максим Нефедов

? Господин Максим, почему Вы решили из бизнеса уйти в чиновники? Какая идея двигала Вами?

— После Майдана, в котором принимал активное участие, я предложил свои услуги новому Правительству. При этом не рассчитывал на какую-то должность, просто хотел использовать свой опыт в инвестиционном банкинге, знания и экспертизу, для того чтобы реформировать страну. На то время несколько агентств занимались подбором правительственной команды, они просили у меня рекомендации по разным кандидатам, я также выслал свое резюме. Вскоре меня пригласили на встречу с Айварасом Абромавичусом, после чего он предложил мне должность заместителя министра. Мы обсудили ключевые задачи и условия, и оказалось, что у нас общее видение развития страны.

На должности заместителя Министра я делаю фактически то же, что и в бизнесе: стратегическое планирование, формирование команды, определение четкого плана действий, привлечение необходимых ресурсов, активная коммуникация и маркетинг. Как видите, такой подход работает вполне эффективно. Кроме того, эта должность позволяет заниматься тем, что я умею лучше всего, — руководить изменениями. Только раньше я делал это в частном секторе, а теперь — в государственном.

? Реформу госзакупок считают одной из наиболее успешных. Как возникла идея ввести электронные торги и систему ProZorro? Какую цель преследовали авторы?

— Обсуждение реформы началось еще на Майдане, в рамках Открытого университета Майдана. Изначально Александр Стародубцев вместе с Кристиной Гуцаловой, Андреем Кучеренко и другими волонтерами решили, что единственный способ уменьшить коррупцию в этой сфере — создание электронной системы. Они разработали первую концепцию, но изменили ее после встречи с авторами грузинской системы госзакупок. С их помощью была разработана новая модель, которая и легла в основу системы ProZorro.

Главными барьерами для внедрения системы были правовое урегулирование и инертность государственного аппарата. Все мы знаем, как сложно получить внимание и поддержку Парламента. Законопроект, разработанный активистами в 2014 году, не был принят. И здесь на помощь пришел Дмитрий Шимкив, посоветовавший начать работу ProZorro на допороговых закупках — в таком случае не нужно было никаких урегулирований. Как только юридическая проблема была решена, началась разработка системы.

...За год пилота система позволила сэкономить государству больше миллиарда гривен!..

Запуск пилотного проекта электронной системы госзакупок ProZorro состоялся в феврале 2015 года, с 4 тендеров и 6 поставщиков. На сегодняшний день количество тендеров увеличилось уже до 83 тысяч. За год пилота система позволила сэкономить государству больше миллиарда гривен! Результаты доказывают, что открытая и прозрачная система, свободная конкуренция делают закупки намного эффективнее. Мы ожидаем, что полный переход на электронные закупки позволит экономить около 50 млрд грн в год. А упрощение доступа к торгам и прозрачные конкурентные условия позволяют порядочным компаниям, особенно — представителям малого и среднего бизнеса, выгодно торговать с государством.

Кстати, Александр Стародубцев вскоре возглавил Департамент регулирования государственных закупок Минэкономразвития, Андрей Кучеренко успешно руководит разработчиками системы ProZorro, а Кристина Гуцалова — менеджер Нацсовета реформ именно по реформе публичных закупок.

? Согласно Закону Украины "О публичных закупках" 1 апреля центральные органы власти перешли на систему электронных госзакупок на базе платформы ProZorro. Каких главных последствий следует ожидать от реализации этого нововведения государству — с одной стороны, бизнесу — с другой? Чего ждать после 1 августа, когда электронные торги станут обязательными для всех заказчиков?

— Да, с 1 апреля произошел переход на ProZorro центральных органов власти, а также крупных государственных компаний и естественных монополистов. Это означает, что все сверхпороговые закупки (обычно это от 200 тыс. грн — за товары или услуги, либо от 1,5 млн грн — за работы) этих государственных заказчиков должны происходить лишь через систему ProZorro. Учитывая результаты пилота, мы ожидаем, что с увеличением объема тендеров будет, соответственно, увеличиваться и сумма экономии. По итогам 2016 года мы планируем сэкономить государству 5 млрд грн.

Миллионные тендеры, которых будет в ProZorro все больше, — это также огромные возможности для бизнеса. Любая компания или частный предприниматель могут зарегистрироваться в системе и торговать с Министерством обороны или "Укрзалізницею" со своего смартфона, ноутбука, просто сидя в кафе: все, что вам нужно для этого, — это доступ к Интернету.

...Любая компания или частный предприниматель могут зарегистрироваться в системе и торговать с Министерством обороны или "Укрзалізницею" со своего смартфона, ноутбука, просто сидя в кафе...

Еще никогда в истории Украины принимать участие в тендерах не было так легко. Мы устанавливаем прозрачные условия, равные для всех, и это позволяет привлекать все больше поставщиков. Так, несколько тендеров выиграл всемирно известный ретейлер Metro Cash&Carry. Это мощный положительный сигнал для всего бизнеса: с государством действительно можно торговать.

Хочу подчеркнуть, что государство — самый большой закупщик в Украине, ежегодно оно покупает товары и услуги на общую сумму 250 млрд гривен (данные по итогам 2014 года). Большинство из них — обычные товары общего потребления: топливо, продукты питания, одежда и т.п. Все те компании, которые сейчас найдут время и ресурс, дабы присоединиться к системе закупок и начать принимать участие в тендерах, имеют больше шансов получить часть этого огромного рынка. По нашим данным, у новой компании сегодня есть вероятность победы в тендере 30%, это очень хороший показатель.

? Сложно ли работать с системой? Возможно, существуют какие-то курсы для ее изучения, так сказать, для "чайников"…

— Да, конечно. Обучение пользования системой длится от самого запуска ProZorro в феврале 2015 года. За это время команда проекта провела больше 100 учебных мероприятий по всей стране как для заказчиков, так и поставщиков. Кроме того, в мае стартует первый бесплатный массовый государственный онлайн-курс на Prometheus, где каждый желающий может научиться работать с ProZorro. Регистрируйтесь прямо сейчас!


Рис. А. Кустовского

? Что сейчас покупают через систему ProZorro? Нужно ли через систему покупать энергоносители или подписку на периодику?

— Через электронную систему проводятся все закупки без исключений. Это могут быть авто скорой помощи, питание для военных или строительство дорог — все, за что государство платит деньги налогоплательщиков.

? Сколько стоит электронный тендер для заказчика и участника?

— Для заказчика — государственной компании, органа власти, коммунального предприятия — использование системы ProZorro абсолютно бесплатное. Что касается поставщиков, то они платят только за подачу заявки на участие в тендере. Размер этой платы зависит исключительно от стоимости тендера и составит от 17 грн (за тендеры стоимостью до 20 тыс. грн) до 1700 грн (за тендеры стоимостью от 1 млн грн).

Нужно отметить, что де-факто участие в государственных тендерах никогда не было бесплатным. Бизнес должен был готовить бумажную документацию, собирать разрешения, обеспечивать отправку, присутствие при раскрытии предложений. А если добавить к этому стоимость часов работы юристов и бухгалтеров, то выходила кругленькая сумма. В электронной системе большая часть этих затрат нивелирована. Поэтому установленная плата более чем умеренная. Она, кроме того, намного меньше, чем в Грузии (25 долларов или около 700 грн), или, например, в Австрии (200 евро или около 6000 грн).

? Можно ли уже сейчас оценить эффективность системы и в чем ее измерить? Наметились ли лидеры и аутсайдеры в использовании электронных торгов за все время работы системы?

— Эффективность системы — это в первую очередь экономия государственных средств, то есть разница между запланированной стоимостью закупки и фактически полученной ценой. Сегодня экономия, которую позволила получить система ProZorro, составляет около 1,3 млрд гривен.

Это стало возможным благодаря повышению конкуренции в тендерах. Сегодня среднее количество участников в торгах составляет 2,9, то есть в среднем участие в торгах принимают 3 компании. Наличие конкуренции дает возможность, с одной стороны, получить лучшее качество, а с другой — самую привлекательную цену.

Очень важно, что все эти показатели может посмотреть каждый желающий в режиме онлайн, благодаря самому современному модулю аналитики. Здесь можно посмотреть информацию о закупках отдельных заказчиков, участии в торгах отдельных поставщиков, узнать самые популярные продукты или какая из областей больше использует ProZorro, а также многое другое.

Что касается лидеров в использовании торгов, то изначально активное участие в электронных торгах принимало Министерство обороны: они перевели все свои закупки в ProZorro. Крупными закупщиками являются Министерство инфраструктуры, Днепропетровская область и КГГА. Относительно других регионов вы можете посмотреть динамический рейтинг в соответствующем разделе модуля аналитики.

? Эксперты отмечают, что, например, в Грузии только в первый год перевода государственных закупок в электронный формат удалось сэкономить 12-13% бюджетных средств. На какой показатель экономии может выйти Украина?

— Сегодня средняя экономия в системе составляет 13%. Мы ожидаем, что полный переход на электронные закупки даст возможность экономить до 20% годового бюджета, а это 50 млрд гривен (по ценам 2014 года).

? Можно ли надеяться, что с внедрением системы активнее будут принимать участие в торгах представители МСБ, которые раньше часто отказывались от этой идеи из-за невозможности выиграть (читай — высокий уровень коррупции)? Возможно, уже есть какая-то статистика?

— Именно малый и средний бизнес в первую очередь выиграют от запуска электронной системы. Мы сняли все возможные барьеры для участия и упростили доступ к торгам. Кроме того, электронная система позволяет принимать участие в торгах независимо от географического расположения. Это дает небольшим региональным компаниям беспрецедентные возможности для развития.

...Именно малый и средний бизнес в первую очередь выиграют от запуска электронной системы. Мы сняли все возможные барьеры для участия и упростили доступ к торгам...

? Все ли поддерживают внедрение системы электронных торгов — и бизнес, и заказчики?

— Любой порядочный заказчик и поставщик понимает преимущества, которые дает система ProZorro. Оппонентами могут быть только коррупционеры или слишком консервативные чиновники, которые вообще тяжело переносят любые изменения. Но преимущество — на стороне прогрессивных сил. Мы построили эффективную электронную систему, а также разработали и провели в Парламенте новый базовый Закон "О публичных закупках", который делает реформу неотвратимой.

? Говорят, что с появлением ProZorro возникли и новые схемы, с помощью которых участники торгов с большей ценой побеждают конкурентов. Как преодолевать такие преграды?

— Мы создаем условия для честной и прозрачной конкуренции. Это не означает, что попыток злоупотреблять условиями не будет, но отныне они будут публичными, их будет намного сложнее скрыть. Если кто-то нарушает правила, эти нарушения фиксируются и могут быть обжалованы в этой же системе. В этом заинтересованы прежде всего конкуренты: они имеют возможность обжаловать как условия торгов, так и решение закупщика в Антимонопольном комитете. И они этой возможностью пользуются. Со своей стороны мы внедряем систему риск-менеджмента, позволяющую выявить потенциальные нарушения еще до того, как закончатся торги, и обратить внимание на эти риски. Система предлагает множество инструментов для мониторинга тендеров. И мы призываем как представителей бизнеса, так и журналистов, волонтеров, просто активных граждан использовать аналитику системы и выявлять потенциальные нарушения. Система делает все данные открытыми, но она поможет лишь в том случае, если ею будут активно пользоваться.

? Какие еще лазейки находите в работе системы и удается ли их своевременно устранять?

— Например, не так давно мы заблокировали распространенное злоупотребление — очень краткие сроки на сбор заявок и обсуждение. Были случаи, когда сбор заявок длился только два часа! Конечно, добросовестные поставщики просто не успеют подготовить предложение в такой срок. Мы проанализировали данные и определили минимально необходимый срок для подачи заявок и обсуждения. Теперь они установлены в системе по умолчанию: заказчик просто не может физически назначить меньший срок. Это яркий пример того, как мы отрабатываем риски злоупотреблений.

? Введение Правительством платы в 5 тыс. грн — при обжаловании результатов закупок товаров и услуг, 15 тыс. грн —при обжаловании результатов закупок работ — это "зрада" или "перемога"? Зачем было введено такое ограничение?

— Квалифицированное рассмотрение заявки — это время и ресурс, поэтому оно априори не может быть бесплатным. Кроме того, во времена бумажных тендеров был широко распространен тендерный троллинг — массовое (и в большинстве своем безосновательное) обжалование тендеров. Наличие определенной платы за обжалование отваживает троллей, ибо не все из них позволят себе подавать жалобы массово. Сам же размер платы остался неизменным — мы только технически распространили ее и на электронные торги.

...Только благодаря вашему активному участию реформа будет успешной...

? Ожидания на 2017 год от внедрения ProZorro — 50 млрд гривен экономии бюджетных средств. Насколько это реально? Куда в таком случае денежные средства будут направляться?

— 50 млрд грн экономии — это около 20% ежегодной стоимости закупок. Именно столько, по нашим подсчетами, государство теряет от неэффективности закупок и прямой коррупции. Успех пилотной системы ProZorro доказывает, что получить такую экономию вполне реально.

Как распоряжаться сэкономленными деньгами — решает заказчик. Кто-то купит больше того же товара за указанную сумму, кто-то направит деньги на другие нужды. По некоторым направлениям будут просто сокращены расходы, и эти средства пойдут на другие бюджетные программы.

? Читательская аудитория газеты "Все о бухгалтерском учете" — и заказчики, и потенциальные участники тендеров. Что бы Вы пожелали читателям газеты?

— Мы строим систему ProZorro именно для вас. Но ни один эффективный инструмент не принесет пользы, если вы не начнете им пользоваться. Поэтому призываю вас всех: регистрируйтесь в системе и принимайте участие в торгах! А главное — пользуйтесь модулем аналитики, изучайте, что и как закупает ваша больница или школа, ищите нарушения и, если находите, делайте их публичными. Только благодаря вашему активному участию реформа будет успешной.

Беседовала
Ольга ГЕРМАНОВА, журналист,
специально для газеты "Все о бухгалтерском учете"